ПРАВОВОЙ ОБЗОР 31.03.2025 – 04.04.2025


image

07.04.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

  1. Минфин России разъяснил, что стороны госконтракта
    при его исполнении вправе изменить страну происхождения товара,
    если предложенный товар обладает улучшенными потребительскими характеристиками по сравнению с ранее заявленными, так как страна происхождения товара либо его производитель не являются показателем
    его качества, технических и функциональных характеристик.

Где читаем?

письмо Минфина России от 16.01.2025 № 24-06-09/2541

 

  1. Минфин России разъяснил особенности применения постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 (постановление № 1875)
  2. Особенности определения НМЦК при закупке товаров, не относящихся
    к товарам и ПО из определенных позиций приложения № 1 (подпункт «и» пункта 5 постановления № 1875).

Постановление № 1875 не регулирует вопросы расчета НМЦК, в том числе значений цен, предусмотренных подпунктом «и» пункта 5 постановления № 1875,
в связи с чем заказчик производит расчет НМЦК в общем порядке с учетом статьи 22 Закона № 44-ФЗ. 

Положения подпункта «и» пункта 5 постановления № 1875, касающиеся 300 тыс. рублей, применяются в отношении цены единицы товара, использованной
для определения НМЦК. Требования к ценам, используемым для определения цены единицы товара, подпунктом «и» пункта 5 постановления № 1875 не предъявляются.

  1. Особенности определения НМЦК при закупках товаров, в отношении которых установлены запрет или ограничение (подпункт «в» пункта 7 постановления № 1875).

Положения подпункта «в» пункта 7 постановления № 1875:

1) устанавливают особенности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в части направления запроса, а также определения идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13, 14 статьи 22 Закона № 44-ФЗ;

2) не устанавливают особенности в отношении иных положений
Закона № 44-ФЗ, в том числе касающихся применения иных методов определения НМЦК, не отменяют и не изменяют такие положения, в связи с чем особенности определения цен не подлежат применению при использовании иных методов определения НМЦК, в том числе не подлежат применению в отношении проектно-сметного метода.

  1. Особенности направления запроса о предоставлении информации о цене товаров производителям из ГИСП.

Особенности определения цен не устанавливают требования к содержанию запроса о цене товаров, в связи с чем заказчик определяет такое содержание самостоятельно.   Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, утвержденные приказом Минэкономразвития России № 567, не носят нормативного характера, в связи с чем не подлежат обязательному применению заказчиком.

  1. Применение постановления № 1875 в отношении товаров, поставляемых
    при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Предусмотренные постановлением № 1875 «защитные» меры применяются
как в отношении закупаемых товаров, так и в отношении товаров, поставляемых
при выполнении закупаемых работ, услуг, то есть товаров, передаваемых поставщиком заказчику и принимаемых заказчиком в соответствии
с законодательством РФ о бухучете к бухучету.

«Защитные» меры не применяются в отношении товаров, которые заказчику
не передаются и не принимаются заказчиком к бухучету.

  1. Особенности определения НМЦК при закупке медицинских изделий, являющихся радиоэлектронной продукцией.

Если в отношении товара нормативным правовым актом Правительства РФ установлено изъятие из сферы его действия, то порядок определения НМЦК
в отношении данного товара не установлен.

  1. Какие источники информации о российских товарах должны использоваться при описании товара российского происхождения.

Положениями Закона № 44-ФЗ, постановления № 1875 требования
к источникам информации, порядку подтверждения использования характеристик товара российского происхождения в целях реализации части 1.1 статьи 33 № 44-ФЗ
не установлены.

  1. Необходимость соблюдения части 1.1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ
    при закупке у единственного поставщика (за исключением части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), когда ограничение и преимущество не устанавливаются.

В данном случае составление описания объекта закупки не предусмотрено, соответственно, положения части 1.1 статьи 33 № 44-ФЗ не применяются.

Где читаем?

письмо Минфина России от 20.03.2025 № 24-03-08/27794

 

  1. Верховный суд РФ: заказчик вправе взыскать с подрядчика убытки, возникшие у заказчика из-за простоя, допущенного подрядчиком в пределах согласованных сроков строительства, а именно - из-за инцидентов непроизводительного времени, в результате которых заказчиком понесены непредвиденные расходы по оплате дополнительных работ либо простоя,
    что не являются основаниями для уменьшения либо исключения гражданско-правовой ответственности подрядчика перед заказчиком в виде возмещения убытков, если договором подряда не предусмотрено иное.

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 27.02.2025 № 304-ЭС25-289, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2024 по делу № А75-6140/2022

 

  1. Дробление закупки: суды признали контракты ничтожными и обязали подрядчика вернуть оплату

Школа заключила 23 контракта на капремонт по правилам малых закупок
у единственного поставщика. Цена каждой сделки – не выше 600 тыс. руб. Срок работ – идентичный. Результат приняли и оплатили на общую сумму более 12 млн руб.

Прокуратура выявила признаки искусственного дробления закупки
и потребовала признать контракты недействительными.

Суды трех инстанций удовлетворили иск и обязали подрядчика вернуть деньги. При оценке ситуации учли такие обстоятельства:

идентичный предмет и период заключения контрактов, единая хозяйственная цель;

непрерывность работ, применение одинаковых методик и технологий;

искусственность дробления, то есть отсутствие разумных оснований разбивать весь объем работ на отдельные сделки.

Возврат средств суды объяснили презумпцией профессионализма подрядчика. Он не мог не знать, что выполняет ремонт без законного основания – единого контракта, который заключили по итогам конкурентных процедур.

Где читаем?

постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2025
№ Ф08-1403/2025 по делу № А32-30063/2024

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

  1. Минфин России разъяснил, что если поставщиком, работающим
    на УСН, заключен договор на поставку товара по Закону № 223-ФЗ в декабре 2024 года без НДС, а поставка должна осуществляться в 2025 году, то стороны вправе заключить допсоглашение об увеличении цены договора на сумму НДС.

Где читаем?

письмо Минфина России от 11.03.2025 № 24-07-08/23797

 

  1. Верховный Суд РФ: отсутствие договора по Закону № 223-ФЗ
    не является основанием для отказа оплатить оказанную услугу

Заказчик запросил у подрядчика коммерческое предложение на доставку
и аренду спецтехники, а позже направил гарантийное письмо с обещанием заключить договор. Из-за срочности подрядчика попросили начать оказывать услуги
до оформления сделки.

Подрядчик привез и передал технику, но договор с ним так и не заключили.
На письма с вопросами о сроках оформления сделки заказчик не ответил и услуги
не оплатил.

Суды решили, что заказчик злоупотребил правом. Несмотря на отсутствие договора, с него взыскали неосновательное обогащение. Учли в том числе:

наличие гарантийного письма с просьбой поставить и организовать работу техники до заключения договора и выплаты аванса;

факт оказания услуг по доставке и аренде техники с экипажем;

отсутствие мотивированного отказа от приемки оказанных услуг.

Где читаем?

определение Верховного Суда РФ от 17.03.2025 № 305-ЭС24-23749 по делу
№ А40-164061/2023
, постановление АС Московского округа от 22.10.2024 по делу А40-164061/2023

 

Земельно-имущественные торги

 

  1. Госдумой РФ в третьем чтении принят закон, предусматривающий возможность регионов выкупать у Фонда развития территорий (ФРТ) без торгов земельные участки обанкротившихся застройщиков

Речь идет о ситуациях, когда застройщик обанкротился, а ФРТ принял решение о выплате дольщикам компенсации (вместо достройки объекта). В таких случаях участки принадлежат ФРТ, а регионы и муниципалитеты не могут вернуть их в свое владение, поскольку участки могут быть реализованы только с торгов
или безвозмездно переданы в федеральную собственность.

Законопроект предусматривает право регионов обратиться в ФРТ
с ходатайством о выкупе таких участков (выкупную стоимость участка определит привлеченный фондом оценщик).

Полученные после продажи средства распределяются между фондом
и бюджетом региона пропорционально размеру софинансирования мероприятий
по выплате гражданам возмещения (за вычетом расходов фонда в связи с продажей).

В законопроекте также перечислены основания для отказа региону, среди них: наличие принятого ранее решения о завершении строительства объекта, о включении участка в границы комплексного развития территорий, а также проведение торгов.

Где читаем?

законопроект № 630243-8

 

  1. Госдумой РФ принят в первом чтении законопроект о включении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) в документацию
    при проведении земельных торгов

Данным законопроектом предлагается включать ГПЗУ в аукционную документацию при проведении торгов по продаже или аренде государственной
или муниципальной земли. ГПЗУ содержит сведения о наличии обременений
и ограничений, зон с особыми условиями использования территорий, параметров планируемого использования и разрешенного строительства земельного участка.

Где читаем?

законопроект № 835259-8

 

  1. Верховный суд РФ: арендатор вправе не платить арендную плату,
    если не может использовать земельный участок по назначению
    из-за обстоятельств, находящихся вне его контроля

Между сторонами был заключен договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования «торговые павильоны и киоски».

До подписания акта приема-передачи земельного участка ответчик обратился за разрешением на строительство, но получил отказ по причине отсутствия
в Правилах землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка «торговые павильоны и киоски».

В последствии из-за невозможности использования земельного участка ответчик не оплачивал арендные платежи.

Верховный суд РФ отмечает, что если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату.

Где читаем?

определение Верховного суда РФ от 18.02.2025 № 41-КГ24-64-К4

Источник Ссылка

Анонс вебинара


УФНС России по Московской области приглашает налогоплательщиков 29 апреля 2025 года в 11:00 часов принять участие в вебинаре 

Тема вебинара: «Часто задаваемые вопросы по администрированию имущественных налогов физических лиц».

Спикер:  начальник отдела имущественных и ресурсных налогов Наталья Хомич

Модератором на вебинаре выступит председатель Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков, председатель Общественного совета при УФНС России по Московской области Вадим Винокуров.

Для участия в вебинаре не нужно предварительно регистроваться, необходимо после начала вебинара войти в вебинар и ввести свое имя. Вебинары проводятся с использованием ПО TrueConf. По окончании мероприятия, на этой странице будет выложена запись.

Новости