ПРАВОВОЙ ОБЗОР 08.04.2024 – 12.04.2024 (223-ФЗ)


image

19.04.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

08.04.2024 – 12.04.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 547583-8

«О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и признании утратившим силу п. 3 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Законопроект направлен на оптимизацию норм импортозамещения в закупках. Он предполагает унификацию правил закупок при предоставлении национального режима, изменения планируется внести в том числе в Закон № 223-ФЗ. Правительство РФ сможет устанавливать те же типы преференций, что и сейчас: запрет, ограничение допуска (планируется оставить только «второй лишний») и преимущества товару российского происхождения, работам и услугам (предложение участника
с полностью российской продукцией будут снижать на 15%, в том числе и при электронном аукционе, а контракт заключать по предложенной цене). При этом количество подзаконных актов значительно сократиться. Однако, как поясняет руководитель департамента методологии и обучения ЭТП «Фабрикант» Ольга Вергунова, пока судя по проекту постановления Правительства РФ единого порядка применения ограничения допуска ожидать не следует. Многочисленные правила просто будут собраны в едином документе. Насколько это будет удобно, вопрос пока неоднозначный. Ведь если сейчас у электронных торговых площадок уже сформировалась своя база по вопросам применения норм импортозамещения
в закупках различных товаров, то есть вероятность, что с появлением нового единого акта правоприменительную практику им придется нарабатывать заново. В случае принятия закона поправки в ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также новая ст. 3.1-4 Закона
№ 223-ФЗ начнут применяться уже с 01.01.2025.

Источник: https://base.garant.ru/76862191/

https://www.garant.ru/news/1705481/

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Минфин разъяснил, когда заказчики по Закону № 223-ФЗ
вправе не составлять годовой отчет о закупке у субъектов МСП

По мнению представителей Минфина России, в случае принятия заказчиками, являющимися субъектами МСП, решения о неприменении постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352),
у таких лиц отсутствует обязанность применения, в том числе п. 34 Положения, утвержденного Постановлением № 1352, согласно которому заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и размещают
его в соответствии с ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в ЕИС.

При этом согласно п. 2 Постановления № 1352 применять Положение обязаны любые лица, являющиеся заказчиками по Закону № 223-ФЗ и указанные
в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, кроме тех, которые сами являются субъектами МСП (письмо Минфина России от 07.03.2024 г. № 24-07-09/20758).

Источник: https://base.garant.ru/408835401/

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Московского округа

от 27.12.2023 по делу № А40-36650/2023

ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро»
(далее – Заказчик) и АО «Русгидро снабжение» (далее совместно именуемые Истцы) обратились в арбитражный суд к Федеральной антимонопольной службе
с заявлением о признании незаконным предписания от 01.02.2023 № 223ФЗ-40/23 (далее – Решение) в части выводов о признании обоснованной жалобы
ООО «Технострой» о нарушении Истцами закона №223-ФЗ при включении документацию о закупке требования об отсутствии между участниками согласованных действий, требования о наличии у участников опыта выполнения работ по предмету закупки и отклонении заявок участников.

ФАС Решением признала обоснованной жалобу участника закупки на действия Заказчика при проведении состязательного отбора на право заключения договора выполнения работ по укреплению плотины. Заказчик отклонил его заявку из-за того, что у участника не было опыта. ФАС выдало предписание об устранении нарушений. Заказчик не согласился с выводами контролирующего органа и обратился
в арбитражный суд.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы ФАС, пришел к выводам, что Заказчик имеет право сформировать свою систему закупок
в зависимости от особенностей деятельности и установить при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Такое право согласуется с целями и задачами Закона № 223-ФЗ, который направлен в первую очередь на выявление
в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221,
от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

Целесообразность установки в закупочной документации тех или иных требований к участникам, критериев оценки предложений не может выступать
в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа. Несогласие ФАС с условиями закупочной документации по мотиву предпочтительности установления иных условий или критериев оценки не может служить основанием
для вывода о наличии нарушений и для вмешательства антимонопольного органа
в закупочную деятельность заказчика.

Требования Закона № 223-ФЗ об экономически эффективном расходовании денежных средств и сокращении издержек заказчика при осуществлении закупок предполагают, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик стремится минимизировать свои издержки при сохранении требуемого уровня качества, то есть обеспечивает необходимый ему баланс между экономичностью и результативностью закупки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ
от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801).

Источник Ссылка

Новости