ПРАВОВОЙ ОБЗОР 18.03.2024 – 22.03.2024 (223-ФЗ)


image

29.03.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

18.03.2024 – 22.03.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.В первом чтении принят законопроект № 572390-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(далее – Законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/547583-8)

Законопроект принят в первом чтении.

Напомним, изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) предусматривают предоставление иностранным товарам, работам и услугам национальный режим наравне с российскими. Предполагается, что Правительство сможет устанавливать исключения в виде:

запрета на закупку иностранных товаров, что означает, что заказчики не смогут заключить контракт на покупку импортных товаров, если есть альтернатива отечественного производства, и замена российской продукции на импортную в процессе исполнения договора будет недопустима;

ограничений на закупки импортной продукции, где запрещается покупка импортных товаров, если имеется заявка на российскую продукцию, соответствующую требованиям закупки, и замена российской продукции на импортную также будет запрещена в процессе исполнения договора;

предоставления преимуществ для отечественной продукции, где ценовое предложение от участника с российской продукцией будет снижено на 15% при рассмотрении, оценке и сравнении заявок, и договор будет заключен по предложенной цене в случае победы этого участника, при этом замена российской продукции на импортную будет запрещена.

Аналогичные исключения могут быть введены и для закупок работ и услуг.

Планируется начать применение этих новшеств с 1 января 2025 года. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с законодательством и размещены в Единой информационной системе до 1 декабря 2024 года, а положения о закупках должны быть утверждены до 1 января 2025 года.

Отчет о закупках российских товаров:

предполагается, что до 1 февраля следующего года необходимо будет предоставить отчет о масштабах закупок отечественной продукции в Единую информационную систему в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

отчет будет формироваться на основе информации из реестров заключенных договоров и контрактов. Правительство также установит требования к структуре и содержанию отчета, а также порядок его составления и публикации в системе и на официальном сайте.

Эти изменения предлагается внедрить для применения при закупках в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, которые будут проводиться с 1 января 2025 года.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Установлен ли Законом №223-ФЗ порядок описания предмета закупки при проведении неконкурентной процедуры?

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федеральный закон №223-ФЗ, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные
с обеспечением закупки положения.

Правила описания объекта закупки, предусмотренные в пункте 6.1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ касаются исключительно случаев конкурентных закупок.

Согласно положениям части 3.2 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

«…заказчик самостоятельно с учетом положений Федерального закона № 223-ФЗ определяет и устанавливает в положении о закупке порядок осуществления неконкурентных закупок, включая виды документов, формируемых при осуществлении таких закупок, а также порядок их размещения, в том числе размещение (не размещение) в единой информационной системе в сфере закупок» – Минфин России.

Отметим, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы.

Источник: https://gkgz.ru/ustanovlen-li-zakonom-223-fz-poryadok-opisaniya-predmeta-zakupki-pri-provedenii-nekonkurentnoj-protsedury/

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2024 № Ф04-7160/2023 по делу № А70-7071/2023.

Акционерное общество «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее – Центр медицины) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском с Обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Энергомаш» (далее – Торговый дом) о взыскании 870 000 рублей стоимости непоставленного по договору поставки товара и взыскании неустойки.

Решением Арбитражного суда иск был удовлетворен. После Торговый дом подал встречное исковое заявление в восьмой арбитражный апелляционный суд, который также встал на сторону Центра медицины.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Торговый дом обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» между Центром медицины (покупатель) и Торговым домом (поставщик) заключен договор, в соответствии с которым поставщик обязался осуществить поставку товара - фильтры ФИПа1-1,5-06 в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, покупатель - принять его и оплатить в порядке, сроки и на условиях, установленных договором.

Полагая, что Торговый дом просрочил исполнение обязательства по поставке товара, Центр медицины направил в его адрес претензию от 23.01.2023 № 01/03-024 с требованием возвратить ранее внесенную предварительную оплату и уплатить неустойку за просрочку поставки товара, неисполнение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.

Задержка поставки товара была обусловлена несвоевременным исполнением обязательств контрагентом поставщика (заводом-изготовителем) в связи с непоступлением в установленный срок комплектующих для изготовления фильтров, которые подготовлены к отгрузке только 18.05.2023, о чем уведомлен покупатель, Торговым домом после перехода апелляционной коллегии к рассмотрению дела по правилам первой инстанции предъявлен встречный иск об обязании Центра медицины принять фильтры в количестве 6 штук.

Суд округа, рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, касающихся несогласия Торгового дома с привлечением его к гражданско-правовой ответственности за нарушение условий договора без учета введенного Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» моратория на начисление санкций, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции пришел к выводу, что спор по существу разрешен апелляционным судом правильно.

В конечном итоге постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда было оставлено без изменений, кассационная жалоба – без удовлетворения.

ПРАВОВОЙ ОБЗОР 18.03.2024 – 22.03.2024 (223-ФЗ) (DOCX, 84.13 КБ)

Источник Ссылка

Новости