29.03.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
18.03.2024 – 22.03.2024
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.В первом чтении принят законопроект № 572390-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/547583-8)
Законопроект принят в первом чтении.
Напомним, изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) предусматривают предоставление иностранным товарам, работам и услугам национальный режим наравне с российскими. Предполагается, что Правительство сможет устанавливать исключения в виде:
запрета на закупку иностранных товаров, что означает, что заказчики не смогут заключить контракт на покупку импортных товаров, если есть альтернатива отечественного производства, и замена российской продукции на импортную в процессе исполнения договора будет недопустима;
ограничений на закупки импортной продукции, где запрещается покупка импортных товаров, если имеется заявка на российскую продукцию, соответствующую требованиям закупки, и замена российской продукции на импортную также будет запрещена в процессе исполнения договора;
предоставления преимуществ для отечественной продукции, где ценовое предложение от участника с российской продукцией будет снижено на 15% при рассмотрении, оценке и сравнении заявок, и договор будет заключен по предложенной цене в случае победы этого участника, при этом замена российской продукции на импортную будет запрещена.
Аналогичные исключения могут быть введены и для закупок работ и услуг.
Планируется начать применение этих новшеств с 1 января 2025 года. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с законодательством и размещены в Единой информационной системе до 1 декабря 2024 года, а положения о закупках должны быть утверждены до 1 января 2025 года.
Отчет о закупках российских товаров:
предполагается, что до 1 февраля следующего года необходимо будет предоставить отчет о масштабах закупок отечественной продукции в Единую информационную систему в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
отчет будет формироваться на основе информации из реестров заключенных договоров и контрактов. Правительство также установит требования к структуре и содержанию отчета, а также порядок его составления и публикации в системе и на официальном сайте.
Эти изменения предлагается внедрить для применения при закупках в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, которые будут проводиться с 1 января 2025 года.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Установлен ли Законом №223-ФЗ порядок описания предмета закупки при проведении неконкурентной процедуры?
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федеральный закон №223-ФЗ, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные
с обеспечением закупки положения.
Правила описания объекта закупки, предусмотренные в пункте 6.1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ касаются исключительно случаев конкурентных закупок.
Согласно положениям части 3.2 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
«…заказчик самостоятельно с учетом положений Федерального закона № 223-ФЗ определяет и устанавливает в положении о закупке порядок осуществления неконкурентных закупок, включая виды документов, формируемых при осуществлении таких закупок, а также порядок их размещения, в том числе размещение (не размещение) в единой информационной системе в сфере закупок» – Минфин России.
Отметим, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2024 № Ф04-7160/2023 по делу № А70-7071/2023.
Акционерное общество «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее – Центр медицины) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском с Обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Энергомаш» (далее – Торговый дом) о взыскании 870 000 рублей стоимости непоставленного по договору поставки товара и взыскании неустойки.
Решением Арбитражного суда иск был удовлетворен. После Торговый дом подал встречное исковое заявление в восьмой арбитражный апелляционный суд, который также встал на сторону Центра медицины.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Торговый дом обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» между Центром медицины (покупатель) и Торговым домом (поставщик) заключен договор, в соответствии с которым поставщик обязался осуществить поставку товара - фильтры ФИПа1-1,5-06 в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, покупатель - принять его и оплатить в порядке, сроки и на условиях, установленных договором.
Полагая, что Торговый дом просрочил исполнение обязательства по поставке товара, Центр медицины направил в его адрес претензию от 23.01.2023 № 01/03-024 с требованием возвратить ранее внесенную предварительную оплату и уплатить неустойку за просрочку поставки товара, неисполнение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Задержка поставки товара была обусловлена несвоевременным исполнением обязательств контрагентом поставщика (заводом-изготовителем) в связи с непоступлением в установленный срок комплектующих для изготовления фильтров, которые подготовлены к отгрузке только 18.05.2023, о чем уведомлен покупатель, Торговым домом после перехода апелляционной коллегии к рассмотрению дела по правилам первой инстанции предъявлен встречный иск об обязании Центра медицины принять фильтры в количестве 6 штук.
Суд округа, рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, касающихся несогласия Торгового дома с привлечением его к гражданско-правовой ответственности за нарушение условий договора без учета введенного Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» моратория на начисление санкций, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции пришел к выводу, что спор по существу разрешен апелляционным судом правильно.
В конечном итоге постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда было оставлено без изменений, кассационная жалоба – без удовлетворения.
ПРАВОВОЙ ОБЗОР 18.03.2024 – 22.03.2024 (223-ФЗ) (DOCX, 84.13 КБ)Источник Ссылка