ПРАВОВОЙ ОБЗОР 22.05.2023– 26.05.2023 (ЗИТ)


image

31.05.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.В Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

(далее – законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/367889-8)

Законопроектом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и прекращением существования зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ).

Так, законопроектом сокращается перечень видов ЗОУИТ — из него исключаются зоны наблюдения и зоны безопасности для атомных объектов (поскольку они не предусматривают ограничений прав на землю), а также охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена.

Также законопроектом с учетом практики применения норм о придорожных полосах автомобильных дорог предлагается исключить требования о необходимости установления таких полос в отношении дорог четвертой и пятой категории.

Кроме того, предусматривается исключение необходимости установления ЗОУИТ в момент получения застройщиком разрешения на строительство. В отношении строящихся объектов вводится обязанность по установлению ЗОУИТ после ввода объекта в эксплуатацию.

Помимо этого, вводятся нормы о возможности внесудебного разрешения случаев сноса объектов капитального строительства и споров о законности их постройки, предусматривающие заключение соглашения между правообладателем объекта капитального строительства и объектом, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, в соответствии с которым сторонами этого соглашения могут быть реализованы технические и (или) технологические решения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию этих объектов.

Законопроект, в случае его принятия, должен будет вступить в силу с 01.01.2025.

1.2. ГосДумой в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 473 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Законопроект) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/224689-8)

Законопроектом предлагается уточнить регулирование вопросов, связанных с проведением работ по содержанию объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (далее - работы по содержанию ОКН).

Так, Законопроектом работы по содержанию ОКН проводятся только на техэлементах объекта культурного наследия, которые не относятся к его предмету охраны, Законопроектом предусмотрена возможность проведения таких работ организациями, не имеющими лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия (проектируемый пункт 8 статьи 473 Федерального закона
от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Так как Законопроектом не предусмотрена обязанность владельца объекта культурного наследия получать согласование и разрешение органа охраны объектов культурного наследия на проведение работ по содержанию объекта культурного наследия, то проектируемым пунктом 10 статьи47.3 Федерального законапредусматриваетсяобязанность владельца объекта культурного наследия уведомлять орган охраны объектов культурного наследия о намерении провести указанные работы.

Как отмечают разработчики, Законопроект направлен на упрощение порядка проведения работ по содержанию объектов культурного наследия в части, не относящейся к их предмету охраны, что позволит владельцам памятников истории и культуры существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и будет способствовать заинтересованности правообладателей объектов культурного наследия поддерживать принадлежащие им памятники истории и культуры в надлежащем техническом состоянии.

Срок представления поправок к Законопроекту – до 22.06.2023.

1.3. ГосДумой в первом чтении принят проект федерального закона
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) (
https://sozd.duma.gov.ru/bill/322234-8)

Законопроект разработан в целях устранения пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, а также урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), устранения препятствий для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений, совершенствования действующего законодательства в части порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав на основе анализа правоприменительной практики.

Как отмечают разработчики, отсутствие в ЕГРН границ населенных пунктов и границ территориальных зон негативно сказывается на градостроительном потенциале территорий муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, создает правовую неопределенность для правообладателей земельных участков относительно их правового режима, способствует возникновению земельных споров.

Законопроектом предлагается статью 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) дополнить положениями, устанавливающими, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом), или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления границ населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.

Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков, осуществляемым в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Орган регистрации прав уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Законопроектом также уточняются требования к подготовке межевого плана в случае, если при кадастровых работах выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, границами муниципального образования, границами субъектов Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации направлены на введение возможности установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также внесение изменений в документы территориального планирования муниципального образования независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка, в соответствии сграницами которого устанавливаются границы населенного пункта, территориальной зоны, с границами другого земельного участка.

Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок

в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Также законопроектом предлагается урегулировать порядок доступа к земельным участкам, зданиям, сооружениям или объектам незавершенного строительства на земельном участке в целях обеспечения выполнения за счет бюджетных средств мероприятий по определению координат характерных точек их границ и контуров при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Срок представления поправок к Законопроекту - 07.06.2023.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Президент РФ подписал закон об отмене НДФЛ семьям с детьми при продаже земли.

Президент России Владимир Путин подписал закон об освобождении от НДФЛ семей с двумя и более детьми при продаже земельных участков с расположенными на них жилыми домами и хозяйственными постройками независимо от срока владения ими. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Закон направлен на снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми при улучшении ими жилищных условий.

Сейчас по общему правилу граждане освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества, которое было приватизировано, получено в наследство или по договору пожизненного содержания с иждивением, подарено и находилось у них в собственности не менее трех лет. Аналогичная льгота касается и единственного жилья. В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимости для получения этой льготы составляет 5 лет.

При этом граждане, у которых двое и более детей в возрасте до 18 лет, а если это студенты-очники, то до 24 лет, при продаже комнаты, квартиры или жилого дома либо их частей, а также доли в жилом помещении освобождены от НДФЛ независимо от срока владения при условии приобретения в том же году другого жилья.

Новый закон освобождает от НДФЛ доходы таких семей от продажи земельного участка и расположенных на нем хозяйственных строений и (или) сооружений, если они продаются одновременно с находящимся на нем жилым помещением, независимо от срока владения. При этом полученные от такой продажи доходы не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

Субъекты РФ своими законами смогут устанавливать предельный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования, а его положения распространяются на доходы, полученные начиная с налогового периода 2023 года.

Источник: https://realty.ria.ru/20230529/zakon-1874830767.html

2.2. Юрист предупредил о штрафе за мытье машины на даче.

Мытье автомобиля на территории садового некоммерческого товарищества (СНТ) грозит штрафом в размере до 5 тысяч рублей, а также выплатой компенсации за нанесенный экологический ущерб, рассказал РИА Недвижимость специалист юридической практики компании «Интерцессия» Андрей Попельнюх.

Он отметил, что соседи могут обратиться с соответствующей жалобой в местную администрацию или правоохранительные органы, которые проведут проверку и вынесут постановление о совершении административного правонарушения.

«Штраф за мойку или ремонт автомобиля на прилегающей территории к частному домовладению на территории СНТ составляет для граждан от 3 до 5 тысяч рублей», - рассказал Попельнюх, уточнив, что грязная вода или химикаты не должны попадать на участки соседей и территорию самого СНТ.

Кроме того, правообладатель земельного участка - собственник или СНТ - вправе обратиться в экологический надзор для установки факта загрязнения почвы химическими веществами. Если это подтвердится, то нарушителю придется оплатить расходы по ее восстановлению, добавил юрист.

Источник: https://realty.ria.ru/20230525/shtraf-1873578943.html

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2023 № 303-ЭС22-28346 по делу № А73-19953/2021

Администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) в 2015 году был организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Единственным лицом, подавшим заявку на указанные торги, было ООО «Компания Ремсталь» (далее – общество), в связи с чем по правилам пункта 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации торги были признаны несостоявшимися, и договор аренды земельного участка был заключен в 2016 году с обществом, как с единственным участником аукциона. Ежегодная арендная плата по договору была определена в размере начальной цены предмета аукциона. В 2021 общество обратилось с иском в Хабаровский краевой суд и добилось установления на арендуемый им земельный участок размера кадастровой стоимости, равного рыночной стоимости данного участка. После этого общество обратилось в Администрацию с заявлением о перерасчете размера арендной платы по договору аренды земельного участка исходя из нового размера кадастровой стоимости данного участка, а также потребовало у Администрации возврата переплаты за аренду участка за период с 2019 по 2021 гг. Получив отказ Администрации, общество обратилось с названными требованиями в суд.

Суды трех инстанций требования общества удовлетворили, однако Администрация не согласилась с принятыми судебными актами, обжаловав их в порядке кассационного производства в Верховный Суд РФ и добившись передачи дела на рассмотрение его Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

При рассмотрении данного дела Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не согласилась с позициями судов всех трех инстанций. Так, судами был сделан неправомерный вывод о том, что поскольку спорный договор аренды заключен с обществом как лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, постольку в рассматриваемом случае размер арендной платы определен не по результатам проведения торгов, а установлен в размере равном начальной цене предмета аукциона и является регулируемым. При таких обстоятельствах суды признали обоснованным в данном случае применение при расчете арендной платы размера кадастровой стоимости с учетом состоявшегося решения Хабаровского краевого суда.

Вместе с тем отменяя принятые по делу судебные акты и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отметила следующее. В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона. Из изложенного следует вывод, что по общему правилу изменение начальной цены предмета аукциона, признанного несостоявшимся, при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, недопустимо.

Таким образом, вывод судов о том, что признание аукциона несостоявшимся в связи с участием в нем общества как лица, подавшего единственную заявку на участие в аукционе, влечет установление в договоре регулируемого размера арендной платы, противоречит нормам материального права и правоприменительной практике. При таких обстоятельствах изменение размера арендной платы, сформированного на торгах, по правилам нормативно регулируемой публичным органом платы является необоснованным, оснований для пересмотра этой платы вследствие последующего изменения кадастровой стоимости арендованного участка не имеется.

Источник Ссылка

Новости