ПРАВОВОЙ ОБЗОР 22.05.2023– 26.05.2023 (223-ФЗ)


image

31.05.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Госдума во втором чтении приняла проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

(далее – законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/164428-8?ysclid=libd581gtq25185320)

Законопроектом предлагается наделение Центрального Банка РФ (далее – ЦБ РФ) правом согласовывать планы кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на закупку отечественного программного обеспечения, а также закупок радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.

Авторы законопроекта - группа депутатов во главе с руководителем Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолием Аксаковым и вице-спикером Совета Федерации РФ Николаем Журавлевым.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, полномочия по согласовыванию ЦБ РФ планов кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения необходимы для обеспечения непрерывности оказания банковских и финансовых услуг.

Ко второму чтению в законопроект была включена закупка отечественной радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.

Ранее предполагалось, что закон вступит в силу со дня официального опубликования, но депутаты предложили перенести срок вступления и установить его на уровне 90 дней после официального опубликования, для подготовки участников рынка к нововведениям.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Госкомпании РФ, не находящиеся под санкциями, в 2022г заключили с малым бизнесом договоры на 4,4 трлн руб.

Российские госкомпании, не находящиеся под антироссийскими санкциями и размещающие в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих контрактах, в 2022 году заключили с субъектами малого и среднего предпринимательства 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей, говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применений закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

Всего эти госкомпании в прошлом году разместили 498 тыс. извещений о проведении закупок на 2,4 трлн рублей, в которых могут принимать участие только субъекты МСП. Еще 2,5 тыс. извещений о проведении закупок на 498 млрд рублей включали в себя требования о привлечении к исполнению договора субъектов МСП.

По результатам спецторгов, проведенных в 2022 году было заключено 439 тыс. договоров на 1,8 трлн рублей. Всего, как по результатам спецторгов, так и по результатам обычных закупок (в том числе проведенных в конце 2021 года), госкомпании заключили с субъектами МСП 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей. Годом ранее таких контрактов было 888 тыс. на 6,9 трлн рублей.

Однако реальный объем закупок госкомпаний у малого бизнеса в полтора-два раза больше. В отчет министерства не вошли данные госкомпаний, в отношении которых были введены антироссийские санкции. Такие компании с марта прошлого года не размещают в ЕИС информацию о своих закупках и заключенных договорах. По оценкам участников рынка закупок, речь идет о примерно 3 тыс. госкомпаний, на долю которых может приходиться до 50% от общего объема закупок таких организаций.

Частично это подтверждается данными «Корпорации МСП», которая ранее в мае сообщила о том, что по итогам 2022 года крупнейшие госкомпании (3 тыс. федерального уровня и 9 тыс. регионального) заключили с субъектами МСП договоры на 7 трлн рублей, что на 2,6 трлн больше, чем годом ранее.

При этом необходимо учитывать, что подсанкционные госкомпании в прошлом году имели право не выполнять требования по контрактованию с малым бизнесом. По действующему законодательству такие закупки (информация о которых не размещается в ЕИС) не учитываются при расчете доли закупок у субъектов МСП. То есть, ряд госкомпаний фактически получил возможность не выполнять квоты по закупкам у малого бизнеса. В общем случае у госкомпаний на договоры с МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок, при этом 20% этого объема - на спецторги.

Только в начале текущего года вступили в силу положения правительственного постановления, в соответствии с которыми для госкомпаний, находящихся под антироссийскими санкциями, вновь стала обязательной доля закупок у субъектов МСП. Правительственное постановление, с одной стороны, вернуло для подсанкционных госкомпаний требование о выполнении квот по закупкам у малого бизнеса, а с другой - отменило требование об обязательной доле спецторгов в совокупном годовом объеме закупок. То есть, таким госкомпаниям теперь потребуется выполнить только «общую» квоту - по закупкам у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок.

Крупнейшие госкомпании, находящиеся под санкциями, в марте прошлого года обязались продолжить осуществление закупок у малого бизнеса.

«Корпорацией проведено обсуждение вопроса сохранения внутреннего рынка для малых и средних компаний с 40 крупнейшими заказчиками, которые высказали готовность продолжить закупки у субъектов МСП», - говорили тогда в «Корпорации МСП».

В 2021 году объем закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса составил около 4 трлн рублей. В 2020 году - 3,9 трлн рублей. В рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок госкомпаний у субъектов МСП в 2024 году должен достигнуть 5 трлн рублей.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2964

2.2. Объем зафиксированных в ЕИС закупок госкомпаний РФ в 2022г снизился в 2 раза, до 11,3 трлн рублей.

Госкомпании разместили в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о заключении в 2022 году 1,6 млн договоров на общую сумму 11,3 трлн рублей, что в два раза (на 51%) меньше аналогичного показателя 2021 года (22,9 трлн рублей), говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применения закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

«Указанные изменения стоимостного объема, как и в предыдущих отчетных периодах 2022 года, в том числе обусловлены особенностью проведенных в базисном периоде (в 2021 году) закупок, а именно проведением ряда крупных закупок одним заказчиком», - поясняет Минфин в своем отчете снижение объема закупок госкомпаний.

Помимо этого, стоит учитывать, что в отчет министерства не вошли данные госкомпаний, в отношении которых были введены антироссийские санкции. Такие компании с марта прошлого года не размещают в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих закупках и заключенных договорах. По оценкам участников рынка закупок, речь идет о порядка 3 тыс. госкомпаний, на долю которых может приходиться до 50% от общего объема закупок госкомпаний.

В отчете Минфина говорится, что только половина договоров (817 тыс. на 6,1 трлн рублей) была заключена по результатам закупок, проведенных в 2022 году. Остальные договоры были подписаны по результатам закупок, проводившихся в конце 2021 года.

В прошлом году госкомпании заключили 439 тыс. договоров на 4,3 трлн рублей по результатам проведения конкурентных закупок (529 тыс. договоров на 11,4 трлн рублей годом ранее). При этом число договоров, заключенных по результатам неконкурентных закупок, не на много меньше числа «конкурентных» договоров - 378 тыс. (386 тыс. в 2021 году). Однако их объем значительно меньше - 1,8 трлн рублей (3,2 трлн рублей).

Больше половины объема «неконкурентных контрактов» пришлось на закупки у единственного поставщика не в электронной форме - 1,2 трлн рублей (1,3 трлн рублей в 2021 году).

Также в прошлом году на 18% выросло число расторгнутых договоров - до 123 тыс. Их объем составил 664 млрд рублей. Большая часть этих договоров (116 тыс.) была расторгнута по соглашению сторон.

Также в отчете Минфина указывается, что в прошлом году госкомпании разместили 1 млн извещений о проведении закупок на 10 трлн рублей. Из них только немногим более половины извещений (594 тыс.) предусматривали проведение конкурентных закупок на 7,4 трлн рублей, а 418 тыс. извещений - неконкурентных закупок на 2,6 трлн рублей. При этом большая часть неконкурентных закупок (309 тыс. извещений на 1,6 трлн рублей) предусматривала заключение договора с едпоставщиком.

По данным министерства, в прошлом году были признаны состоявшимися 513 тыс. закупок на 4,8 трлн рублей. Еще 314 тыс. закупок на 3,6 трлн рублей были названы несостоявшимися. В то же время по результатам несостоявшихся закупок было заключено 207 тыс. договоров на 2,5 трлн рублей.

Также в отчете ведомства отмечается, что в прошлом году незначительно увеличился показатель уровня конкуренции в закупках госкомпаний. Если в 2021 году этот показатель составлял 1,78 заявки на одну закупку, то в прошлом году он вырос до 1,85 заявки на одну закупку.

Общая экономия по результатам закупок госкомпаний в прошлом году составила 192 млрд рублей против 93 млрд рублей годом ранее.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2963

2.3. Объем аффилированных закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса оценен в 16 млрд рублей.

Объем договоров крупнейших госкомпаний с поставщиками из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), имеющих признаки аффилированности, составил в 2022 году около 16 млрд рублей, говорится в сообщении «Корпорации МСП».

«В 2022 году отмечено кратное увеличение числа заказчиков и поставщиков, а также расширение периметра нашего мониторинга, - сказал гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич, слова которого приводятся в сообщении. - Всего было выявлено 419 уникальных пар "МСП-поставщик - заказчик" с признаками аффилированности».

Почти половина выявленных пар (196) имеют прямую связь между субъектами МСП и заказчиками через владение долями в уставном капитале. На сделки между такими участниками рынка пришлось 0,22% от общего объема закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса. Аффилированность субъекта МСП с органами управления заказчика была обнаружена в 43 случаях (0,12%), принадлежность к одной группе лиц - 41 пара (0,03%).

Косвенную аффилированность, через общие номера телефонов и адреса, «Корпорация МСП» выявила в 200 случаях (0,13%).

Такие данные «Корпорация МСП» получила по результатам анализа договоров, заключенных в прошлом году крупнейшими госкомпаниями с субъектами МСП. Общий объем таких соглашений составил 4,3 трлн рублей. В него не включены данные заказчиков, попавших под антироссийские санкции и имеющих право не размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок сведения о своих заказах.

Результаты этого исследования «Корпорация МСП» намерена направить в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России, Минфин РФ и Федеральное казначейство.

Как сообщалось, по итогам 2021 года «Корпорация» МСП оценила объем договоров крупнейших госкомпаний с поставщиками из числа субъектов МСП, имеющих признаки аффилированности, в 13 млрд рублей. Всего корпорация выявила тогда 137 уникальных пар «поставщик-заказчик» с прямой или косвенной связностью.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2953

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2023 по делу № А40-87557/2022

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) организовало конкурс в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексной уборке помещений и открытых территорий. Вместе с тем в Федеральную антимонопольную службу РФ (далее – ФАС России) на указанную закупку поступила жалоба, доводом которой было указание заявителя на установление заказчиком неправомерного критерия оценки: «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений». Рассмотрев указанную жалобу ФАС России установила в действиях заказчика нарушение Закона о закупках, признала жалобу обоснованной и выдала предписание заказчику. Заказчик предписание исполнил, но обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ФАС России.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа незаконным, однако ФАС России обратилась с кассационной жалобой в АС Московского округа.

Кассационная коллегия судей, рассмотрев жалобу ФАС России, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не усмотрела.

Так, из материалов дела следует, что заказчиком в конкурсной документации был установлен критерий оценки «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений», согласно которому участникам присваивалось определенное количество баллов в зависимости от наличия/отсутствия филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений в указанных в данном критерии населенных пунктах. ФАС России посчитала установление заказчиком такого критерия неправомерным, поскольку он ограничивает конкуренцию.

В свою очередь АС Московского округа прежде всего отметил следующее:

- целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

- Закон о закупках обязывает заказчика самостоятельно разработать и установить в положении о закупках требования и порядок проведения закупки;

- заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки;

- при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Между тем применительно к настоящему делу, спорный критерий «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» не является условием допуска к участию в конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников, при этом его значимость составляет всего 5 баллов из максимальных 100.

При этом в силу положений законодательства о транспортной безопасности личности всех посетителей, пассажиров, обслуживающего персонала, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, должны быть идентифицированы. Необходимо оформлять ежемесячные перечни выхода обслуживающего персонала на объекты, с целью утверждения и допуска. Количество персонала, требуемого для оказания услуг по данной закупке, составляет порядка 480 человек. Наличие у будущего контрагента филиала и/или представительств (и/или иных обособленных подразделений) по месту оказания услуги способствует взаимодействию сторон по соблюдению положений транспортной безопасности.

Таким образом, Заказчик установил дополнительный критерий оценки участников не с целью ограничить конкуренцию, а с целью наиболее эффективного разрешения вопросов в рамках взаимодействия по договору с будущим контрагентом.

Источник Ссылка

Новости