ПРАВОВОЙ ОБЗОР 22.05.2023– 26.05.2023 (44-ФЗ)


image

30.05.2023

1.Правительство РФ ограничило виды расходов за счет экономии бюджетных средств в 2023 году

Определен список из 11 мероприятий, на реализацию которых в 2023 году заказчики могут использовать средства экономии.

Такие ограничения обязаны соблюдать только заказчики, которые расходуют средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Сэкономленные деньги заказчики могут потратить на исполнение 11 госпрограмм и мероприятий. В частности:

·на развитие сельских территорий и регионов;

·модернизацию школьных систем образования;

·дорожную деятельность;

·обеспечение жизнедеятельности и инфраструктуры в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.

В экономии учитываются три вида сумм, которые образовались за счет:

·снижения НМЦК;

·несостоявшихся процедур;

·полученной неустойки.

Если решено потратить экономию на новую закупку, необходимо внести изменения в план-график. Если не удалось освоить неиспользованные деньги до конца года, остатки придется вернуть в бюджет.

Где читаем?

распоряжение Правительства РФ от 18.05.2023 № 1289-р

2.Минфин России опубликовал отчет за 2022 год о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ

По данным Минфина России, в прошлом году госзаказчики оформили 3,2 млн. контрактов (с учетом контрактов, заключенных по результатам закупок, проведенных в 2021 году). Это на 3,7% меньше, чем в 2021 году - 3,3 млн контрактов. При этом объем заключенных контрактов вырос на 18%, до 11,1 трлн рублей с 9,4 трлн рублей годом ранее.

В отчете отмечается, что в прошлом году на 14% сократилось число контрактов с единственным поставщиком, подписанных по результатам несостоявшихся закупок. Всего госзаказчики заключили около 816,5 тыс. таких контрактов. Их объем составил 5,2 трлн рублей против 4,4 трлн рублей в 2021 году.

Также в 2022 году сократилось число госконтрактов, заключенных собственно с единственным поставщиком - до 891,6 тыс. контрактов (1 млн годом ранее). При этом общий объем таких контрактов вырос на 44% - до 2,6 трлн рублей с 1,8 трлн рублей в 2021 году.

В то же время в 2022 году на 37% выросло число расторгнутых контрактов - около 295 тыс. против 215 тыс. годом ранее. Их объем составил 664 млрд рублей против 480 млрд рублей в 2021 году. Большая часть этих контрактов была расторгнута по соглашению сторон (около 97% в количественном и 89% в денежном выражении).

По данным Минфина, в прошлом году доля российских товаров, поставленных поставщиками по результатам госзакупок, составила 60% (1,7 трлн рублей) от общего стоимостного объема всех товаров, поставленных при исполнении контрактов, заключенных в 2022 году.

Также в отчете Минфина отмечается, что в прошлом году госзаказчики разместили 2,2 млн извещений о проведении закупок (2,3 млн извещений в 2021 году) на общую сумму 10,8 трлн рублей (10,3 трлн рублей годом ранее). Из них немногим более 1 млн закупок были признаны состоявшимися. Их объем составил около 3,5 трлн рублей. Еще 1,1 млн закупок на 6,6 трлн рублей были признаны не состоявшимися. По результатам 816,5 тыс. таких закупок были заключены контракты на 5,2 трлн рублей.

Где читаем?

Сводный аналитический отчет Минфина России за 2022 год

3.ФАС России даны разъяснения по вопросам применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ

Сообщается, в частности, что исключение из Закона № 44-ФЗ понятия «документация о закупке» при проведении открытых конкурентных способов не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях субъектов контроля, поскольку сведения, подлежавшие указанию в документации о закупке, согласно новой редакции Закона № 44-ФЗ должны отражаться в извещении о проведении закупки и прилагаемых к нему документах.

По мнению ФАС России, должностные лица, допустившие нарушения при размещении извещения и документов, содержание которых нарушает требования Закона № 44-ФЗ, подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Также в письме разъяснены особенности подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета о закупках у СМП и СОНКО и отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг).

Где читаем?

письмо ФАС России от 15.05.2023 № 28/37143/23

4.Размещен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий исключение обязанности представлять документы о стране происхождения товара при исполнении контракта

Предлагается отменить обязанность представлять при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промтоваров.

Планируется также дополнить перечень импортных промтоваров с ограничениями допуска новыми позициями:

·32.50.13.110 — катетер баллонный стандартный для ангиопластики;

·32.50.22.190, 32.50.22.195 — стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарство, металлические непокрытые стенты для коронарных артерий.

Где читаем?

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=138343

5.Суды: за просрочку оплаты ЖКУ госзаказчику начислят неустойку по отраслевому закону

Стороны заключили контракт на поставку электроэнергии. Поскольку заказчик за нее вовремя не заплатил, контрагент обратился в суд, чтобы взыскать пени.

Три инстанции удовлетворили иск. Пени рассчитали из 1/130 ключевой ставки по правилам отраслевого закона, поскольку:

·Закон об электроэнергетике носит специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний не учитывает особенности отношений в сфере энергоснабжения;

·пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ платят только отдельные группы потребителей. Органы государственной власти, местного самоуправления, а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения к ним не относят.

Где читаем?

постановление АС Волго-Вятского округа от 12.05.2023 по делу № А43-27591/2022

6.В госконтракте с единственным поставщиком не закрепили условие о неустойке – суды ее не взыскали

По итогам малых закупок заключили два контракта с единственным поставщиком. Сделки расторгли по соглашению из-за ненадлежащего исполнения. Позже заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с контрагента штраф.

Апелляция и кассация в иске отказали:

·в контрактах согласовали лишь общее условие о том, что за ненадлежащее исполнение стороны отвечают по закону. Основания начисления штрафа и порядок его расчета не закрепили. Это исключает взыскание;

·спорная ситуация не противоречит Закону № 44-ФЗ. Некоторые виды сделок с единственным поставщиком могут не содержать ряд обязательных условий, в том числе об ответственности сторон.

Где читаем?

постановление АС Уральского округа от 04.05.2023 по делу № А34-4975/2022

Источник Ссылка

Новости